Статьи

В продолжении темы Нобелевской недели, поднятой в предыдущем посте, в двух словах остановимся на Нобелевской премии по физике 2022. Она присуждена за исследования в той области науки, без которой не было бы ни компьютеров, ни алгоритмов, ни криптовалют. Ничего.

Речь идет о квантовой механике, заложившей основы современной физики микромира. Лауреатами Нобеля 2022 по физике стали француз Ален Аспет, американец Джон Клаузер и австриец Антон Цайлингер. Формулировка награждения - “За эксперименты с запутанными фотонами, установившие нарушение неравенств Белла и положившие начало квантовой информатике”.

Самыми простыми словами (насколько они здесь возможны) суть такова. 

Явление “квантовой запутанности” состоит в том, что две элементарные частицы с одним происхождением (все еще) необъяснимым образом связаны между собой и могут влиять друг на друга, что называется, “общаться”, на любых расстояниях. Зная состояние одной частицы, возможно, практически абсолютно точно, предсказать состояние другой.  

Квантовую запутанность часто иллюстрируют парадоксом с игральными костями, когда выпадение одной предопределяет появление другой. 

Альберту Эйнштейну крайне не нравились подобные штуки. Он говорил: “Квантовая механика заслуживает большого уважения. Но внутренний голос подсказывает мне, что это еще не идеал. Теория многое открывает, но не приближает к разгадке тайны Всевышнего. Что касается меня, то я, по крайней мере, убежден, что Он не бросает кости”.

Практическое применение работ новоиспеченных Нобелевских лауреатов - путь к созданию квантового компьютера с быстродействием в сотни раз выше, чем у самых мощных современных чипов. Для подбора ключа на взлом информации, зашифрованной на таких девайсах, уйдут тысячелетия. Если пользоваться традиционными устройствами.

Ну, а если один квантовый комп будет взламывать другой?

Использованы материалы BBC.