Прикладная сторона инвестирования в искусство на примере российского арт-рынка. Пошаговая инструкция для новичков или совсем посторонних лиц в данном сегменте альтернативных инвестиций. Как осознанно вложить даже небольшую сумму в живопись и графику. На основе сайта ARTinvestment.RU
Содержание:
Мир широк и разнообразен. В полной мере это относится и к инвестиционному бизнесу. Кроме вложений в обычные финансовые инструменты существует отдельный класс инвестиций в нетрадиционные активы - “альтернативные инвестиции”.
Согласно Википедии:
“Альтернативные инвестиции - инвестиции в неклассические активы с целью получения прибыли в долгосрочной перспективе”.
Главный принцип сохраняется - вложение денег в нечто, потенциально способное подорожать. Предметами действительно[1] альтернативных инвестиций выступают антиквариат, монеты, марки, раритетные автомобили, виниловые грампластинки, редкие вина.
Альтернативные инвестиции должны обладать подлинностью, возможностью хранения, и разумной ликвидностью.
Википедия отмечает четыре признака альтернативных инвестиций:
- Низкая корреляция со стандартными финансовыми инструментами.
- Трудность в оценке стоимости активов.
- Относительно низкая ликвидность.
- Слабо прогнозируемая динамика цены, а значит и доходности альтернативного инструмента.
Если первый пункт инвестора безусловно обрадует, то прочие три, скорее, огорчат.
Тем не менее, альтернативные инвестиции бурно развиваются и заслуживают внимание финансистов.
Однозначно, позицию номер один здесь занимает рынок искусства. Живопись и графика, скульптура и гобелены, авторская фотография и декоративно-прикладные изделия формируют широчайшее поле для инвестиционных операций.
В статье не будет обсуждаться сколько можно было бы заработать, купив полотна Ван Гога или Пикассо в 1900-х и выставив их на аукцион Sotheby's в наше время. Затея и фантастическая, и бессмысленная. Все хорошо делать вовремя.
Цель материала - введение в практику инвестиций в картины и иных произведений изобразительного искусства русских мастеров как современного, так и прошедших периодов. С одной стороны, с чего начать изучать столь интересное и (скорее всего) новое инвестнаправление. С другой (для людей не очень терпеливых, а возможно и слишком занятых, но не боящихся рискнуть суммой в 50-100-200 тыс. рублей) - пошаговая инструкция покупки достойного, проверенного лота на арт-интернет-аукционе. Прямо сейчас - на текущей или последующих неделях.
Поможет нам в этом проект ARTinvestment.RU - ресурс о русском искусстве как объекте инвестирования.
В двух статьях Rusforexclub уже обозначалась связь между великим искусством, его представителями и миром финансов.
В тексте NFT Бипла и полотно Леонардо… рассказано о творчестве Леонардо да Винчи и Майка Винкельманна (Бипла) - самых дорогих традиционного и цифрового художников в истории.
В публикации Биржевой брокер Поль Гоген описан трейдерский период жизни великого постимпрессиониста, “отчаянного поэта Океании”.
Забавно, что ресурс создан в разгар мирового финансово-экономического кризиса 27.03.2008 года.
Специализация - интернет-проект, посвященный рынку русского искусства. Содержит аукционные данные, с 2000 года по настоящее время, о работах русских художников XVII - XXI веков. Подробная статистика продаж за 2006–2016 гг. Информация о более чем 190 тыс. сделок с русскими арт-объектами. Включает сведения о свыше 10 тыс. мастеров.
Главные разделы ARTinvestment.RU.
Арт инвестиции - это всего лишь один из видов вложений средств, ему присущи многие базовые атрибуты инвестбизнеса. В том числе - рыночные индексы. В ARTinvestment.RU - индексы арт-рынка ARTIMX.
Линейка ARTIMX содержит четыре позиции:
- Ценовые индексы русского искусства ARTIMX-RUS.
- Ценовые индексы мирового искусства ARTIMX-WORLD.
- Индексы покупательской активности ARTIMXba.
- Ценовые индексы художников Artist’s ARTIMX.
Не будем углубляться в каждый. Все можно узнать по приведенной выше ссылке. Остановимся на ценовых индексах русского искусства ARTIMX-RUS.
Все, как на любом рынке.
Начало отсчета - 2001 год, начальное значение 100 пунктов (долларов). Позиционируются три кривые рынка российского современного искусства - живопись, графика и общая (консолидированная). Максимум достигается в категории графика - 299 пунктов в 2014 году. $100 вложенные в 2001 г. принесли бы альтернативному инвестору $199 прибыли или около 15% годовых в валюте (за 13 лет).
Прочие показатели существенно скромнее. Живопись - максимум 185 пп, сводный показатель - 191 пункт, оба экстремума приходятся на 2007 год. Увы, сейчас рынок находится на абсолютных (для рассматриваемого периода) минимумах, потеряв половину стоимости стартового 2001 года.
Особенный интерес представляют ценовые индексы художников Artist’s ARTIMX, приводящие тенденции по конкретному мастеру. В отличие от других индексов, они предоставляются по платной подписке. В качестве примеров в свободном доступе индексы И.К. Айвазовского и И.Е. Репина.
Один из важнейших разделов сайта. В алфавитном порядке расположена база данных по русским художникам из 14852 записей на 496 страницах[2].
Для наглядности проанализируем сведения по Константину Коровину (1861-1939), имеющие непосредвенное отношение к данному тексту.
Вбиваем фамилию художника в поисковую строку. Выпадающая страница выдает подробную биографию К. Коровина. Аукционные детали творчества художника в разрезе видов изобразительного искусства. По К. Коровину - 1300 работ в четырех областях. Участие в творческих объединениях с их характеристиками. Платные персональные индексы Artist’s ARTIMX художника по графике и живописи. В общем обозрении - только направление: возрастание или убывание. У К. Коровина индекс живописи на спаде, графики - на подъеме.
ARTinvestment.RU представляет девять оценочных списков.
Среди значимых для арт-инвестора:
- доходность русских художников (платно);
- рейтинг ликвидности русских художников. Живопись;
- рейтинг ликвидности русских художников. Графика;
- доходность инвестиций в произведения русских художников.
Два из трех последних будут использованы далее при принятии решения о покупке картины на проходящем аукционе.
Другие интересные разделы сайта:
- топы (по ценам продаж) русских и мировых художников и скульпторов, отдельно - по ныне живущим мастерам;
- профильные статьи по разным категориям, в том числе, полезные новичкам “советы для начинающих коллекционеров”;
- форум, где можно обсудить куплю/продажу предметов искусства в частном, внеаукционном порядке.
Следует добавить, что на ARTinvestment.RU действует экспертный совет, задачей которого является, в том числе, присвоение индикатора инвестиционного риска аукционным лотам. Наименее благоприятный - красный, средний - желтый, наиболее позитивный - зеленый. Своего рода “арт-семафор”.
Онлайн-аукцион сайта ARTinvestment.RU (AI Аукцион) - ядро веб-ресурса.
- Объявленные торги по каждому лоту длятся 96 часов (четверо суток).
- Для участия в аукционе необходимо пройти процедуру регистрации.
- К торгам допускается дееспособное лицо, достигшее 18 лет (ограничений по гражданству нет).
- Комиссия аукциона 18%, добавляется к сумме “выигравшей ставки” - цены по которой лот уходит победителю.
- Участник аукциона не резервирует сумму под покупку, согласно своей заявке (заявкам). Ответственность за неуплату администрация интернет-аукциона формулирует следующим образом: “Участник, отказавшийся по любым причинам от оплаты выигранного им лота или не оплативший лот в срок, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ и одновременно получает полный запрет на участие в торгах Аукциона”.
- Что касается вывоза предметов искусства, купленных на AI Аукционе: “Администрация Аукциона не выдает Участнику разрешение на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения такого разрешения. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится”.
- При приеме лотов на торги администрация AI Аукциона требует от продавцов, в том числе, “экспертизу и другие письменные подтверждения подлинности от профильных экспертов. Возможны письменные подтверждения подлинности от самих авторов или наследников художников”.
- На период аукциона (5 дней) объект и документы, подтверждающие подлинность передаются на ответственное хранение в офис ARTinvestment.RU.
На неделю 9-13 августа 2021 года на AI Аукционе выставлены около 40 лотов. На 11 часов утра 13 августа (за час до окончания торгов)[3] лидеры по заявленным ценам:
Давид Бурлюк (1882-1967) “Оммаж-Курбе” (HOMAGE // to // Courbet), 78 х 87,3 см, 1,4 млн руб.:
Отец Константин (1897-1950) и сын Алексей Коровины (1861-1939) “Масленица. Клин”, 32,8 х 40,8 см, 1,55 млн руб.:
Эдуард Штейнберг (1937-2012) “Композиция”, март 2003, 150,5 х 160 см, 1,5 млн руб.:
В ценовой категории 0,5 млн руб. и выше идут работы Г. Капустина, Маревны[4], Е. Рухина, И. Шишкина и Э. Штейнберга. Среди громких имен можно отметить акварель М. Волошина с пейзажем Коктебеля (300 тыс. руб.) и иллюстрационный лист Марка Шагала к изданию “Мертвых душ” Н.В. Гоголя (45 тыс. руб.).
Вполне реально поучаствовать и приобрести. Почему нет?
Но что? Как выбрать?
Тут рассуждение может пойти по двум путям:
- Покупка того, что тебе нравится, очень надолго, с перспективой передачи детям и внукам или - в подарок. Тогда руководствуйтесь собственным вкусом и именем художника. Пожалуйста - Коровины, Шишкин или Шагал.
- Инвестиция. Приобретение с целью вложения средств и дальнейшей перепродажи с прибылью. Тут несколько сложнее. Требуются опыт, знания и квалификация участника арт-рынка.
Что можно посоветовать прямо сейчас? Воспользоваться двумя доступными рейтингами от ARTinvestment.RU: рейтингом ликвидности русских художников живопись/графика и доходностью инвестиций в русское искусство.
Попытаемся проанализировать упомянутые имена (извините за грубость) как акции по двум параметрам[2].
Рейтинг ликвидности пропорционален соотношению выставленных и проданных произведений. ARTinvestment.RU поясняет: “Позиция в рейтинге отражает вероятность успешной продажи картин рассматриваемого художника с учетом стандартного отклонения соответствующей случайной величины. Более высокое место в рейтинге ликвидности свидетельствует о хорошем рыночном спросе и о меньшем риске неудачи при выставлении картины автора на аукционные торги”.
Фигурирует отдельно в разрезе живописи и графики. Каждое направление включает четыре позиции - ликвидность на мировых аукционах с 2000 г. и за последние 36 месяцев и ликвидность на аукционах России по тем же временным рамкам. Всего восемь списков.
Зайдем на описание лотов и посмотрим, что есть что.
Бурлюк, Коровины, Волошин, Капустин, Маревна, Рухин и Штейнберг - однозначно живопись.
Шишкин и Шагал - похоже графика.
Выберем горизонт инвестирования подлиннее и оценим выбранных художников по ликвидности с 2000 года.
Данные рейтингов в Таблице 1:
Какие напрашиваются выводы?
- Неполнота. К сожалению, этим страдает даже такой спецпортал, как ARTinvestment.RU. Из девяти художников полные сведения представлены только по трем, еще по трем - частично, по трем - их нет вообще. Неужели у Волошина и Капустина ничего не было куплено и продано во всем мире за последние 20 лет? У Шишкина - за границей, а у Шагала в России? Как-то не верится… Или проблема с достоверностью?
- Из заявленной информации однозначный лидер в живописи по нашей семерке - Бурлюк - 100% ликвидности за рубежом и почти 40% в РФ, в графике - Шагал, без малого 69% за границей. Неплохо смотрится и Коровин-старший 79% и 32% соответственно.
- Интересно, что показатели ликвидности отечественных мастеров за рубежом выше, чем дома. Правда, заключать подобное приходиться по очень скудному набору данных.
Пожалуй, самый востребованный рейтинг для инвестора. Содержит чрезвычайно полезные сведения.
Показывает доходность инвестиций в русскую живопись, графику и скульптуру, приобретенные не ранее 2000 года и проданные в последние 12 месяцев.
Временное окно сканирует последние 12 месяцев (365 дней) на текущую дату. Допустим, на дату подготовки материала (13.08.2021) - период 13.08.2020-13.08.2021. На каждую следующую дату рейтинг пересчитывается автоматически.
Если по одному мастеру в окно попадает несколько объектов, в перечне они фигурируют отдельными строками.
По изучаемой девятке художников информация отражена в Таблице 2:
Выводы:
- Опять неполнота. Волошин, Капустин и Рухин - полная “терра инкогнита”. Анализировать нечего. Нет данных и по Шишкину. Тут объяснение на поверхности - отсутствие сведений может говорить о том, что произведения исследуемых художников не реализовывались на аукционах за последние 365 дней.
- Первое место у Шагала. Вложив 12.10.2018 г. $600 в один из иллюстрационных листов к “Мертвым душам” инвестор смог получить, чуть более чем через два года, $1605 или 76,6% годовых в валюте! Что особенно интересно - на рассматриваемом аукционе котируется аналогичный лист Шагала и цена за час до окончания торгов была 45 тыс. руб. = $611 по курсу Банка России! Повторение пройденного?
- Хорошие результаты у Маревны и Штейнберга - доходность инвестиции 59% и 53% годовых соответственно за два - два с половиной года. И заметьте - по Маревне сумма вложений смехотворна - $51, как раз для новичка. По Бурлюку, Коровину и Штейнбергу - от одной до одиннадцати тысяч долларов.
Что в сухом остатке?
Исходя, пусть и из такого небогатого набора сведений, к покупке на AI Аукционе 9-13 августа 2021 г. вполне уверенно можно рекомендовать полотна Бурлюка, Коровиных, Маревны и Штейнберга. Собственно, эти лоты и стали наиболее дорогими, торгуясь на закрытии в районе 2 млн руб. ($27 тыс.). Для начинающего - офорт Шагала. Лист ушел по 45 тыс. руб. или около того.
Безусловно, все сказанное - весьма грубая и очень приблизительная методика арт-инвестиций. Но она дает ориентиры для принятия, хоть сколько-нибудь, взвешенного решения.
Если влазить в тему рынка искусства глубже, надо осваивать (как всегда) системные подходы.
Даже в рамках приведенного интернет-аукциона необходимо изучить все имена, подписаться на платные персональные рейтинги художников и их индексы. Поискать информацию на других ресурсах, проконсультироваться со специалистами арт-рынка - искусствоведами, галеристами и прочими экспертами. Кстати, форма обратной связи для помощи и консультаций есть и на ARTinvestment.RU.
И конечно, много читать и много смотреть.
Тема искусства как объекта инвестирования не менее широка и неисчерпаема, чем инвестиции в классические финансовые инструменты. Важно, что занимаясь ей, вы неизбежно будете познавать искусство и научитесь в нем разбираться.
Зачем это нужно?
Может быть затем, что, как говорил Пабло Пикассо: “Искусство смывает пыль повседневности с души”[5].
В основе изложения - информация сайта ARTinvestment.RU
На заставке - фрагмент работы Татьяны Ман, источник ARTinvestment.RU
- Источник 1 причисляет к альтернативным инвестициям криптовалюту и даже вложения в бумаги хедж-фондов. Вряд ли это альтернативные варианты вложения средств, что называется, “в полном смысле”.
- Информация на дату подготовки материала (12-13.08.2021).
- По приведенным позициям торги завершились по гораздо более высоким ценам. Например, картина Э. Штейнберга достигла (а возможно и превысила) уровень 2 млн руб., графика И. Шишкина - 1,5 млн. руб. и т.д.
- Маревна - псевдоним художницы М. Воробьевой-Стебельской (1892-1984).
- Цитата приводится по Citaty.info
Список источников (Википедия/Wikipedia, если не оговорено иное)
- “Альтернативные инвестиции”.