Статьи

Под рыночной манипуляцией на рынке любого актива (ценная бумага, дериватив, валюта, криптовалюта, иной товар) понимают[1] преднамеренное внешнее вмешательство в свободное и справедливое (прежде всего, биржевое) ценообразование такого актива. Манипуляторы предпринимают шаги, направленные на искусственное завышение/занижение стоимости актива с целью получения спекулятивной прибыли или иных выгод.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Главные аспекты отечественной «практики»
2. Мировой опыт. Прошлое
2.1. Использование инсайдерской информации
2.2. Корнер акций
2.3. Слабое регулирование
3. Мировой опыт. Настоящее
3.1. Front running или tailgating
3.2. Пулы, pools
3.3. Приманка и сжатие, Lure and Squeeze
3.4. «Избиение» акций, Stock bashing
3.5. Runs
3.6. Имитация торговой активности: Churning, Ramping, Wash trade и Bear raid
3.7. Высокочастотный трейдинг: Quote stuffing, Spoofing и Layering
4. Pump and Dump (P&D)
4.1. Pump and Dump. Факты и персоны
Примечания и ссылки

1. ГЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ «ПРАКТИКИ»

Общие принципы и методики рыночных манипуляций имеют международный, наднациональный характер и применимы везде. Вместе с тем, молодые рынки имеют свою специфику, по сравнению с торговыми площадками, насчитывающими сто и более лет непрерывного развития.

На постсоветском пространстве (РФ, Украина и пр.) действия манипуляторов в большей степени сконцентрированы на искажении финансовой отчетности компании, чем на извлечении немедленного «манипуляционного» торгового дохода.

Завышение стоимости пакета акций[2] позволяет улучшить статьи актива баланса владельца ценных бумаг, показать эффективность его инвестиционной стратегии. Квалифицированные участники рынка (банки, инвестиционные и страховые компании) могут уйти от создания дополнительных резервов, равных разности между справедливой и балансовой ценой актива. Резервов, формируемых за счет прибыли собственника акций и, в конечном итоге, за счет его капитала. А к уровню капитала для финансовых институтов со стороны регуляторов существуют жесткие требования.

Конечным итогом падения цены актива будет обязательная докапитализация компании ее акционерами. Мероприятие, крайне раздражающее мажоритариев[3]. Чтобы ее избежать, они прибегали и продолжают прибегать к услугам рыночных манипуляторов.

Другой момент, где манипуляторы «могут подставить плечо» – уход от справедливой стоимости залога в виде пакета ценных бумаг. Падает цена акции – уменьшается стоимость залогового имущества. Кредитор требует восстановить (пополнить) залог или погасить задолженность. Заемщик начинает задумываться, что делать? Решить вопрос чисто или позвать манипуляторов?

Наконец, налоги. Манипуляторы «помогают» уменьшить налоговую базу: разницу между доходами и расходами по операциям с ценными бумагами. То есть, завысить цену приобретения и занизить цену реализации. Широчайшее поле деятельности.

Безусловно, для акций, прошедших листинг и допущенных к торгам на ведущих фондовых площадках (для РФ, в первую очередь, на Московской бирже) было бы очень накладно налаживать индустрию рыночных манипуляций. Даже в случае успеха, она имела бы весьма кратковременный характер, а для балансов и прочей финотчетности требуются периоды, исчисляемые кварталами.

Но есть внебиржевой рынок. Для противодействия злоупотреблениям при неорганизованной торговле выписываются отдельные нормы профильного законодательства.

Так, в РФ базовая по ЦБ статья 280 Налогового кодекса (НК РФ часть 2) вводит понятие обращающихся и необращающихся ценных бумаг. Первые торгуются на биржах, вторые нет.

Здесь же Законодатель формулирует понятие рыночной (справедливой) цены. Для обращающихся ЦБ – это биржевые цены. Для необращающихся возможны варианты. По так называемым, «контролируемым сделкам» между связанными лицами вводится методология определения рыночной цены, для прочих необращающихся бумаг рыночная стоимость равна фактической цене выбытия.

2. МИРОВОЙ ОПЫТ. ПРОШЛОЕ

2.1. Использование инсайдерской информации

Инсайд[4] сколь стар, столь и эффективен до сих пор. Сведения, доступные узкому кругу участников рынка, а лучше только одному лицу, способны принести ему состояние.

Любитель афоризма «Кто владеет информацией, тот владеет миром», Натан Ротшильд –легенда биржевого инсайда уже на протяжении 200 лет.

57 Rothschild

Натан Майер Ротшильд (1777-1836)[5]

Натан – один из пяти сыновей основателя династии Ротшильдов, старого менялы и ростовщика из Франкфурта Майера Амшеля Ротшильда. Наверное, самый талантливый. Майер Амшель поручает ему вести дело в Лондоне, главном европейском финансовом центре.

Натан блестяще продвигает семейный бизнес на Британских островах и в 1811 г. основывает банк N.M. Rothschild & Sons, процветающий до сих пор.

18-21 июня Н. Ротшильд, обладая три дня эксклюзивной информацией о поражении Наполеона под Ватерлоо (телеграфа еще не было), зарабатывает на Лондонской бирже около 40 млн фунтов стерлингов[5]. Тех фунтов стерлингов. По крайней мере, такая история приводится в одной из популярных биографий семьи Ротшильдов.

2.2. Корнер акций

Корнер акций –агрессивная скупка манипуляторами ценных бумаг одного эмитента (компании) для создания их дефицита на рынке, приводящий к росту курсовой стоимости акций[6].

У корнера два итога: массовый сброс «надутых» бумаг с обрушением цены или получение контроля над компанией.

В хронологию фондового рынка США XX века вошел корнер с акциями United Copper, ставший последней каплей, приведшей к черному октябрю 1907 года. Накануне биржевого кризиса группа «медных королей» из Монтаны, братьев Хайнце, с помощью корнера контролировала полтора десятка банков и около десяти страховых компаний и трастов в Нью-Йорке.

14-16 октября их брокерской конторой Gross & Kleeberg была предпринята крайне неудачная попытка корнера с акциями медной компании United Copper. Вместо роста произошло шестикратное обрушение «медных» котировок. Начался крах банковско-финансовой империи Хайнце, а в черный четверг 24 октября волна кризиса накрыла всю Нью-Йоркскую фондовую биржу.

57 Heinze

Август Хайнце (1869-1914)
один из братьев Хайнце[7]

2.3. Слабое регулирование

Поиск лазеек в нормативном регулировании рынка ценных бумаг – одно из направлений усилий манипуляторов и их юридических служб. Сделать «по букве» закона, но нарушить его «дух». Почему нет? Тем более, наказать за это нельзя.

Жертвой юридических манипуляций с акциями в XIX веке стал американский магнат, «король железных дорог» Корнелиус Вандербильт.

57 Vanderbilt

Корнелиус Вандербильт (1794-1877)[8]

Однажды в поле зрения Ванедербильта попадает акционерное общество «Эри», игравшее значительную роль в жд-перевозках региона американских Великих озер. Корнелиус не мог пройти мимо и начал скупку акций «Эри» для получения контрольного пакета.

Его брокеры снимали и снимали бумаги с биржи, но их количество существенно не уменьшалось. В начале каждого торгового дня всегда были акции «Эри», еще и еще. Не так много, чтобы цены обвалились, но вполне достаточно для активных покупателей, вроде Вандербильта.

Совсем нескоро, присмотревшись к сертификатам ценных бумаг, К. Ванедербильт обнаружил, что они совершенно свежие. Только что из типографии, на бланках еще не высохла краска.

Феномен имел банальное объяснение.

Оказывается, в уставе «Эри» было записано, что правление компании может выпускать неограниченное число новых акций без всякой регистрации и даже без уведомления ее акционеров. В середине позапрошлого века, это было возможно, чем немедленно воспользовались менеджеры «Эри» – Джей Гоулд и Джим Фиск. Они без устали печатали все новые и новые акции.

Итог аферы: 7 миллионов (очень даже) настоящих долларов за пустые, необеспеченные бумажки.

3. МИРОВОЙ ОПЫТ. НАСТОЯЩЕЕ

Новые технологии, методики и торговые системы дают современным манипуляторам, куда большее поле для маневров, чем их предшественникам, еще каких-то 30-40 лет назад.

Алгоритмический и особенно высокочастотный трейдинг, а также тотальная эксплуатация социальных сетей и прочих средств интернет-коммуникаций привели к возникновению богатого арсенала приемов манипуляции рынком[1].

3.1. Front running или tailgating

По-русски: «бегущий впереди» или «впритык».

Оперативное использование биржевой инсайдерской информации[9].

Например, клиент отсылает недобросовестному брокеру приказ на покупку значительного пакета акций компании. Брокер понимает, что ордер настолько велик, что легко сдвинет курс акций вверх. Пусть на $2 за штуку. Перед передачей заявки в «стакан», брокер забирает с рынка меньший пакет акций по текущей цене, а после размещения клиентского приказа, гарантированно продает свой пакет с наценкой, как минимум, $1,75 за акцию. Так же можно действовать и при открытии коротких позиций.

Другому варианту манипуляционной стратегии больше подходит термин tailgating (впритык). Трейдинговая фирма старается географически разместиться, как можно ближе к центру обработки биржевой информации. Через улицу, напротив, а лучше «через стенку». Это сократит путь информационным потокам и фирма будет впереди и конкурентов, и клиентов. Пусть на доли микросекунды. Даже столь короткий «инсайдерский» интервал HFT-трейдинг может воплотить в значительное преимущество.

Быстрее обрабатывать биржевую информацию помогут эффективные программные коды. Это дополнительный выигрыш. Хорошие IT-специалисты в большой цене на Уолл-стрит. Но с «умными» кадрами не все проходит гладко. В 2009-12 гг. разразился скандал между инвестбанком Goldman Sachs и его бывшим сотрудником, программистом из России Сергеем Алейниковым. Яблоком раздора и причиной заключения С. Алейникова на год в американскую тюрьму стал спор по поводу авторских прав на часть кода, разработанного Сергеем в период его работы в Goldman Sachs.

3.2. Пулы, pools

Несколько манипуляторов разрабатывают единую стратегию операций с конкретными бумагами на определенный промежуток времени. Объединяют свои ресурсы в пулы и поручают управление ими отдельному трейдеру.

По окончании «кампании», доход от манипуляции делится, в соответствии с вкладом каждого участника. Методика позволяет скрывать истинных действующих лиц мероприятия.

3.3. Приманка и сжатие, Lure and Squeeze

Современные приемы манипуляции используют глобальный обман, зомбирование, участников рынка. Генерирование ложной информации о росте/падении стоимости акций стало возможным в огромных, невиданных ранее, масштабах. Профессиональные форумы, группы в соцсетях и профильные сайты позволяют внушить публике нужные для манипуляторов сведения. Особенно уязвимы начинающие мелкие инвесторы.

Lure and Squeeze состоит в приманивании и «отжиме, сжатии» медведей по слабым акциям.

Выбирается компания с плохими финансовыми показателями: регулярные убытки, высокие долги и низкое качество активов. Сеть заполняется неправдивыми «экспертными» оценками об ее «печальном» будущем. «Банкротство и обрушение акций неизбежно». «Процесс уже начался», что «подтверждается» отдельными удачными шортами по ее бумагам.

Психология толпы срабатывает безукоризненно и игроки начинают копировать «успешных» трейдеров, открывая короткие позиции.

Число акций в short стремительно растет. Манипуляторы («люди в курсе», people in the know) выжидают, пока не будет достигнут, рассчитанный ими, уровень дна и объемы шортов. Тогда они откупают упавшие в цене бумаги, а общественности объявляется о достижении руководством корпорации соглашения с кредиторами и о начале программы финансового оздоровления.

Курс взмывает вверх, манипуляторы считают доходы, а доверчивые медведи убытки. Цена начинает снижаться и спустя некоторое время процедуру приманки и отжима можно повторить.

3.4. «Избиение» акций, Stock bashing

Акции подвергаются информационной атаке со стороны профессиональных сетевых клеветников, «убийц акций» (Bashers). Для того, чтобы опустить курс, в ход пускаются не только сетевые ресурсы, но и контакты с недобросовестными инвесторами и/или консалтинговыми фирмами.

3.5. Runs

Что-то подобное Stock bashing, но с противоположным знаком. Группа манипуляторов с помощью слухов и искаженной торговой активности разгоняет курс бумаг вверх (to run – бежать). В США такая деятельность получила название «рисование ленты». В 1980-х годах применялась для манипуляций с акциями компании Guinness.

3.6. Имитация торговой активности: Churning, Ramping, Wash trade и Bear raid

Информационные вбросы могут успешно сочетаться с ложной, вводящей в заблуждение интенсификацией биржевой деятельности. В случае, когда речь идет об относительно коротких промежутках времени (внутридневная торговля) вполне достаточно просто создать видимость оживления в стакане котировок.

Churning (вспенивание, взбалтывание) – размещение большого числа заявок на покупку и продажу акций примерно по одной и той же цене. Цель – привлечь трейдеров и поднять стоимость бумаги.

Ramping (наращивание) – действия, дающие иллюзию увеличения объема торгов, и сдвигающие тренд в нужную сторону.

Wash trade (стирка) – многократная перепродажа одних и тех акций, для фальсификации активности и увеличения их цены. Одна из разновидностей Ramping.

Bear raid (нападение медведей) – организация большого количества коротких позиций для проталкивания цены акции вниз.

3.7. Высокочастотный трейдинг: Quote stuffing, Spoofing и Layering

Вышеописанные стратегии рыночных манипуляций получили дополнительный импульс в эпоху бума HFT-трейдинга. Вместе с тем, высокочастотная алгоритмическая торговля породила и присущие только ей варианты манипуляционных методик, базирующихся на технических возможностях торговых роботов выставлять и отменять астрономическое число ордеров в секунду.

Quote stuffing (начинка, «фарш» из котировок) – наводнение рынка HFT-котировками с их мгновенным снятием и получение преимущества перед невысокочастотными («медленными») трейдерами.

Собственно, сам по себе, Quote stuffing не является нарушением на рынке ценных бумаг, пусть регуляторы и не очень одобряют такой вид трейдинга.

Но возможны варианты. Например, Layering (наслоение) и Spoofing (подмена), достаточно подробно освещенные в материале о Flash Crash 2010. Первый предусматривает размещение (накопление, наслоение) приказов вне спреда. Второй – почти, то же самое, но с быстрым отзывом ордеров. Появление большого числа нерыночных заявок на покупку имитирует оптимизм и толкает цену вверх. Изъятие приказов – внушает пессимизм и продавливает тренд вниз. Главное вовремя убрать обманку.

4. PUMP AND DUMP (P&D)

Отдельно следует остановиться на манипуляционной стратегии Pump and Dump («Накачка/насос и сброс»).

Суть методики – разгон цены акций небольшой рыночной стоимости до максимальных уровней, на фоне резкого увеличения объемов торгов (накачка), с последующим мгновенным обвалом тренда (сброс).

Метод был отработан на, так называемых, «мусорных, грошовых» акциях, penny stocks[11]. В США акция, которая торгуется ниже пяти долларов за штуку, считается penny stock.

Процедура Pump and Dump включает несколько этапов.

1. Поиск объекта для P&D.

Это могут быть ценные бумаги компании с низкой рыночной капитализацией, а также первичный выпуск (IPO) акций на бирже. Большой ассортимент penny stocks представлен на электронных досках объявлений внебиржевого рынка США (OTC-BB) и во внебиржевой системе OTC Markets Group (известной ранее, как «Розовые листы»).

2. Накачка.

Манипуляторы проводят яркую рекламную кампанию по продвижению выбранных ценных бумаг. В ход идет массовая прямая рассылка хвалебных пресс-релизов по электронной почте, задействуются чаты, форумы, соцсети, мессенджеры.

Следующий элемент накачки – краткая, но агрессивная скупка бумаг участниками P&D, трейдерами-промоутерами. Обычно, по команде координатора.

3. Подключаются трейдеры-инвесторы, не входящие в пул P&D и не знающие об афере. Цена и объемы растут.

4. Сброс.

По достижении определенной отметки, опять же по «сигналу», трейдеры-промоутеры сбрасывают акции и они вновь обретают статус penny stocks.

4.1. Pump and Dump. Факты и персоны

Недавняя история содержит множество примеров манипуляций с penny stocks и Pump and Dump[12]. И серьезных, и забавных.

Stratton-Oakmont

В апреле 1997 г. в Los Angeles Times появляется заметка[13] о том, как частный инвестор F. Clark Gardner из Пасадены отсудил у брокерской фирмы Stratton-Oakmont Inc. $10 млн. Суть иска – несанкционированные операции по счету клиента по Churning-методике, проведенные брокером из Stratton-Oakmont, приведшие к убыткам в $184 тыс.

Дело Enron

В 2001 году объектом громкого финансового скандала стала одна из крупнейших американских энергетических компаний – корпорация Enron.

57 enron

Офисный комплекс Enron в Хьюстоне, Техас[14]

Уважаемая публичная компания, акции которой торговались на NYSE под тикером ENE. Штат 22 тыс. сотрудников. Офисы в 40 странах. Выручка от реализации товаров и услуг за 2000 год - $101 млрд. Шесть лет подряд признавалась самой инновационной компанией США (по версии Fortune).

За всем блеском скрывалось банальное мошенничество в бухгалтерской отчетности, прикрытое Arthur Andersen, входившей в 2001 г. в первую пятерку аудиторских фирм. Искаженная финансовая документация сыграла роль насоса в P&D Enron. 29 топов корпорации продали ее акции по завышенной цене на общую сумму в $1 млрд.

Роль сброса (dump) сыграло банкротство Enron, объявленное 2 декабря 2001 г.

Доткомы и Jonathan Lebed

Особо удачное время для Pump and Dump настало в период лихорадки доткомов с конца 1990-х и до начала 2000 года. Интернет-компании, представлявшие тогда, по мнению многих, «новую постиндустриальную экономику», стали идеальными точками приложения усилий специалистов по P&D.

Пузырь лопнул 10 марта 2000 г.

Одним из ярких представителей тех P&D стал 15-летний Джонатан Лебед эффективно продвигавший penny stocks доткомы через электронные доски объявлений.

Park Financial Group (PFG)

Солидная компания, предлагающая  и поныне полный цикл финансовых услуг, попала в зону критики и обвинений со стороны американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в начале 2000-х годов. Причина – активное применение PFG схем Pump and Dump в 2002-03 гг.

Кёртис Джексон и H&H Imports

Американский рэпер Кёртис Джексон с помощью P&D разогнал penny stocks компании H&H Imports и заработал на этом несколько миллионов долларов[15].

57 rapper

Кёртис Джексон (50 Cent)[16]

В качестве площадки для pump-информации 50 Cent (сценический псевдоним К. Джексона) использовал страницу в Twitter. 3,8 млн подписчиков музыканта не обратили (не захотели обратить) внимание на финансовые проблемы компании. Ее убытки были таковы, что дали повод аудитору сомневаться в самой возможности продолжения деятельности H&H Imports.

Авторитет 50 Cent поднял курс акций с 10 до 39 центов.

На пакете в 30 млн акций Джексон заработал $0,29*30 млн=$8,7 млн.

Появление рынка криптовалют дало новый толчок для Pump and Dump. Полное отсутствие регулирования и децентрализация крипторынка в сочетании с возможностями SMM-менеджмента сделало P&D идеальным способом манипулирования.

Материал о манипуляциях по криптовалютам смотрите в следующей статье.

Владимир Наливайский

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. «Market manipulation», Wikipedia.
  2. Далее, по тексту под активом (ценной бумагой, ЦБ), выступающим объектом манипуляций понимается акция, если не будет оговорено иное.
  3. Мажоритарный акционер (мажоритарий) – владелец крупных пакетов акций, вплоть до контрольных, в отличие от миноритариев.
  4. «Инсайдерская информация», Википедия.
  5. «Ротшильд, Натан Майер», Википедия.
  6. «Корнер», Википедия.
  7. Montana Standard archives.
  8. «Вандербильт, Корнелиус», Википедия.
  9. «Front running», Wikipedia.
  10. Конвертируемая облигация может быть обменена на определенное количество обыкновенных акций, выпущенных эмитентом облигаций. Цена и дата конвертации оговариваются в проспекте эмиссии конвертируемых облигаций.
  11. «Пенни сток», Википедия.
  12. «Pump and Dump», Википедия.
  13. «Investor Wins $10 Million in Penny-Stock Broker Case», Los Angeles Times, 10.04.1997.
  14. Enron, Википедия.
  15. «50 Cent millions», New York Post, 11.01.2011
  16. «50 Cent», Википедия.