Главная

Страницы ранней, «дофинансовой» биографии, пожалуй, самого влиятельного американского экономиста конца XX – начала XXI века Алана Гринспена, возглавлявшего Федеральную резервную систему США 18,5 лет (1987-2006) при четырех президентах. В центре внимания – карьера музыканта А. Гринспена в 1940-ые на фоне стилей, направлений и знаменитых исполнителей тех лет. Музыкальная Америка времен Второй мировой.

Содержание:

Введение. «Пойдешь налево физиком станешь, направо – экономистом»

(реконструкция на основе материалов статей [1] и [2])

– Вы спрашиваете, как я стал экономистом? Случайно.

Хьюстон, штат Техас. Университет Уильяма Марша Райса[3], 2001 год.

Гринспен обвел взглядом студенческую аудиторию, поправил очки в простой черной оправе, и вновь вгляделся в зал

 

2 Гринспен

фото GettyImages

 

Пространство, погруженное в полумрак, напряженное внимание слушателей. Они ловят каждое слово, каждый жест. Атмосфера что-то неуловимо напоминала. Но что? Экономические форумы, совещания у Президента, Совет управляющих ФРС? Нет, не то, совсем не то. Раньше, гораздо раньше… Из другой жизни. И этот странный звук. Где-то рядом на этаже. Кларнет. Кто-то, не очень умело, пытается вывести нехитрую мелодию.

Он прикрыл глаза. Откуда-то издалека, из полувековой толщи лет, пробивалось нечто. Нечто, его раздражавшее. … Саксофон издал неровный, срывающийся звук. «Опять сфальшивил, ну сколько можно, столько часов репетиций у Билла. Эх Ленни, Ленни, неряха… Ну ничего, Стэн прикроет, Стэн не подведет[4]». Мысль промелькнула в мозгу молниеносно, автоматически, на уровне рефлекса. Алан улыбнулся и продолжил.

– Понимаете, в 40-х я выступал в джаз-оркестрах. На разных инструментах, кларнет, саксофон и даже флейта. Преимущественно, кларнет. Рядом с залом, где мы играли какое-то время, располагалась общественная библиотека. Мне было скучно в двадцатиминутных концертных паузах, и я стал бегать за книжками. В 16-17 лет все интересно. Не мне вам говорить. Так получилось, что в библиотеке, я открыл дверь справа от входа и оказался в отделе экономики. И стал экономистом. За дверью слева находились книги по естественным наукам. Толкни ее, возможно, стал бы физиком. Почему нет?

В зале раздался смех, аудитория оживилась.

Алан тоже рассмеялся. Легко и заразительно, совсем как тогда, в далекие 40-ые.

 

 3 Гринспен

фото GettyImages

 

– Через некоторое время я обнаружил, что «книжные» перерывы в игре меня привлекают гораздо больше, чем сама игра. Верный признак, того, что надо что-то менять. Вот я и поменял. Надолго. Навсегда…

Гринспен стал серьезным, студенты притихли.

– Я был хорошим любителем в музыке, но средним профессионалом, и ясно видел свой музыкальный «потолок». Я покинул группу и поступил на бизнес-отделение Нью-Йоркского университета. Сделал главный выбор моей жизни.

Он чуть сгорбил и без того неровную спину, и добавил.

– У каждого в жизни бывает первая любовь. К женщине, к стране, к профессии. Моя первая любовь – музыка. Я был очарован звуком.

Детство. Первые увлечения

Алан Гринспен, Alan Greenspan, родился 6 марта 1926 года в Нью-Йорке, в квартале Вашингтон-Хейтс[5]. Родители – потомки еврейских эмигрантов. Отец Герберт Гринспен – румынских, мать Роуз Голдсмит – венгерских[6]. Вскоре, после рождения Алана, родители развелись. Мальчик воспитывался мамой в большой семье Голдсмитов, ее родственников. Жили крайне небогато. Грянула Великая депрессия. С работой у матери были большие проблемы, но ради Алана, ради его будущего, она старалась изо всех сил.

 

4 ГринспенВашингтон Хейтс

Современный Вашингтон-Хейтс, вид к югу от 174-ой стрит[5]

 

Мальчик всесторонне развивался. Он показал блестящие способности в устном счете. И даже демонстрировал их на публике, выступая, как юный «счетчик-вундеркинд». Тогда такие вещи были в моде. Играл в бейсбол. Но интерес к самой популярной американской игре, участием в ней не ограничивался. Гринспен с интересом углублялся в статистику матчей. Проглядывали зачатки аналитика.

Интерес к финансам и экономике заложен Алану на генетическом уровне. Его отец Герберт Гринспен работал биржевым брокером и аналитиком. В !935 году он выпустил книгу «Recovery Ahead!» о Новом курсе Ф.Д. Рузвельта, посвятив ее сыну Алану[7].

Но безоглядной страстью мальчика была музыка.

Тут ему повезло. В немалой «коммуне» Голдсмитов присутствовал человек по имени Мюррей, приходящийся Алану дядей. Дядя Мюррей мог вполне претендовать на титул звезды американского шоу-бизнеса 1930-ых.

Под псевдонимом «Марио Силва» пианист Мюррей принимал самое активное участие в постановке знаменитого бродвейского мюзикла тех лет «Песнь любви» (Song of Love). По мотивам мюзикла в 1947 году голливудская студия Metro-Goldwyn-Mayer выпускает одноименный фильм с Кэтрин Хэпбёрн, Полом Хенфредом и Робертом Уолкером в главных ролях[8].

 

5 ГринспенПеснь любви

Постер фильма «Song of Love»[8]

 

Надо думать, дядин успех сразил юного Алана, и он с головой ушел в построение собственной музыкальной карьеры.

«Музыкальные школы» Алана Гринспена

Несмотря на то, что Гринспен причисляет себя к категории исполнителей-любителей, в свое время он очень серьезно относился к музыкальному образованию.

Его обучение музыке, охватывает 1940-44 годы и разделяется на два неодинаковых периода. 1940-43 – George Washington High School и Juilliard School в 1943-44 гг.

George Washington High School (Старшая школа Дж. Вашингтона, Вашингтон Скул) расположена рядом с родным для А. Гринспена Вашингтон-Хейтсом. Государственное учебное заведение для школьников трех старших классов. Относится к департаменту образования Нью-Йорка, год открытия – 1919.

 

6 Гринспеншкола Вашингтона

Главный вход в учебный комплекс Дж. Вашингтона, Нью-Йорк[9]

 

Juilliard School (Джуллиард Скул), основанная в 1905 году, находится в самом сердце Нью-Йорка, в Линкольновском центре искусств, неподалеку от Центрального парка. Ведущий мировой комплекс подготовки музыкантов, актеров, танцоров, режиссеров, драматургов, хореографов, балетмейстеров. За более, чем вековую историю, из его стен вышли сотни звезд первой величины, представляющих культуру десятков стран.

7 Гринспеншкола Джуллиард

Juilliard School, современное фото[10]

 

Инструменты

Алан Гринспен обучался игре на трех музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне и флейте. Предпочтение отдавалось кларнету и саксофону. Все три инструмента духовые, источник звука в них – воздух, поступающий из легких исполнителя. Интересный выбор для молодого Гринспена, у которого на медкомиссии обнаружили некое образование в легких. К счастью, в дальнейшем, никак себя не проявившее. Тем не менее, это позволило Алану избежать призыва на военную службу.

Коротко, по одному абзацу, о каждом инструменте.

Флейта – лабиальный духовой инструмент. Звук образуется при рассечении воздушной струи о край стенки флейты (о край «лабиума»). Один из старейших музыкальных инструментов[11].

 

8 Гринспенфлейта

Современная флейта (флейта Бёма)[12]

 

Саксофон – представитель язычковых (тростевых) духовых музыкальных инструментов. Источник звука – бьющий язычок (трость), колеблющийся в струе воздуха, нагнетаемой саксофонистом в корпус. Создан в 1842 г. Адольфом Саксом из Бельгии. Пионером использования саксофона в классической музыке стал Гектор Берлиоз. Но «всенародного» признания саксофон заслужил в эпоху джаза, начавшуюся в Америке в конце XIX века. С 1918 года Штаты захлестнула волна саксофономании[13[.

 

9 Гринспенсаксофон

Саксофон[13]

 

Кларнет – язычковый или тростевый (как и саксофон) духовой инструмент с одинарной тростью (язычком). Путевку в жизнь получил в немецком Нюрнберге, примерно в 1700 г. Со второй половины XIX века активно применяется почти во всех жанрах: от симфонической и камерной музыки до джаза и эстрады[14].

 

10 Гринспенкларнет

Кларнеты разных видов[14]

 

Добавим, что Алан Гринспен оттачивал мастерство игры на кларнете и саксофоне по три-пять часов в день, и это не считая концертов.

У Билла Шейнера

Нельзя утверждать наверняка, что класс кларнета, саксофона или даже флейты входил в программу общеобразовательной Вашингтон Скул, которую Алан посещал с 14 до 17 лет. Вряд ли. Он брал частные уроки игры на инструментах в свободное от Вашингтон Скул время, а может быть, и за счет занятий в Вашингтон Скул. Кто знает? Тогда Гринспен был серьезно настроен на карьеру музыканта, а движению к цели он посвящал все.

Искать учителя долго не пришлось. Им стал знаменитый в музыкальных педагогических кругах Нью-Йорка 1930-40-х Билл Шейнер, Bill Sheiner. Студия Билла располагалась неподалеку от 174-ой стрит, а значит, совсем рядом все от того же Вашингтон-Хейтс, где прошли детские и юношеские годы Алана.

Один из ключевых принципов преподавания Билла Шейнера – одновременное освоение учениками нескольких инструментов. Минимум двух, из духовых – кларнет и саксофон. Весьма разумный прием, позволявший, помимо расширения музыкального кругозора студентов, легко заменять одного музыканта другим на концертах. Главные учебные пособиями, по которым Билл «натаскивал» учеников – «Полный универсальный метод для саксофона» и «Полный метод Клозе для кларнета»[15].

Очевидно, что Шейнер был весьма талантливым педагогом и музыкантом. Он умел разглядеть талант и подобно магниту, притягивал к себе будущих корифеев американского джаза и смежных направлений. Одновременно с Гринспеном у него обучались и начинали с ним выступать такие звезды, как Стэн Гетц и Ленни Хамбро.

Краткая справка

Стэн Гетц, Stan Getz, урожденный Стенли Гаецкий (1927-1991). Выходец из еврейской семьи. Родители Стенли эмигрировали из Житомира и Одессы в Лондон в начале прошлого века, и уже оттуда – в Штаты, в Филадельфию. Стэн Гетц – эпоха в американском джазе. Профиль – теноровый саксофон. Получил сценический псевдоним «The Sound» («Звук»)[16].

 

11 ГринспенГетц

Стэн Гетц[16]

 

Ленни Хамбро, Lenny Hambro (1923-1995). Американский джаз-музыкант и продюсер. Предпочитаемый инструмент – альт-саксофон.

 

12 ГринспенХамбро

Ленни Хамбро в 1957 г.[15]

 

Билл Шейнер был не только педагогом, но и действующим музыкантом, выступал в группе саксофонистов Shep Fields' all-saxophone band. В период обучения Гринспена, Биллу пришла идея создать собственный саксофонный джаз-бэнд. Проект воплотился в джаз- октет (из восьми человек) учеников плюс сам Билл [17]. Конец детищу Билла положила бушевавшая Вторая мировая. Видимо, некоторые участники восьмерки ушли в армию.

В коллективе играли и Ленни Хамбро, и Стэн Гетц, и (вероятно) Алан Гринспен.

Джуллиард Скул и ансамбли Генри Джерома и Вуди Германа

Пусть Гринспен проучился в Джуллиард всего год (возможно даже неполный) там его не забыли. Его имя можно найти в списке десятков выдающихся студентов музыкального факультета Джуллиард Скул[18]. Напротив строчки «Алан Гринспен» стоит запись: «Кларнетист, руководитель Федеральной резервной системы». Именно в таком порядке.

С 1943 года Алан не только учится, но и активно концертирует. Он участник оркестров Генри Джерома, Henry Jerome (1917-2011) и Вуди Германа, «Woody» Herman (1913-1987), популярных в Нью-Йорке 1940-х.

 

13 ГринспенГерман

Вуди Герман в 1976[19]

 

В их составах звезд не перечесть.

Помимо упомянутых выше, Гетца и Хамбро, которые вполне могли засветиться в разные годы и у Джерома, и у Германа, нельзя не упомянуть о следующих американских джазовых (и не только) знаменитостях, коллегах Алана.

Джонни Мандел, Johnny Mandel (1925 г.р.). Исполнитель-тромбонист и композитор. Автор саундтреков ко многим известным фильмам: «Достаточно близко для любви», «Эмили», «Время любви», телесериал «M*A*S*H». Соавтор культовой композиции «Тень твоей улыбки», The Shadow of Your Smile (Оскар1965 года и Грэмми 1966-го)[20]. Кто ее только не пел: Элла Фицджеральд, Френк Синатра, Барбара Стрейзанд...

Стэн Леви, Stan Levey (1926-2005). Джазовый барабанщик, пионер стиля бибоп[21]. Один из немногих белокожих, серьезно работавших в бипопе на ударных.

Ларри Риверс (1923-2002), урожденный Ицхок Лойза Гроссберг[22]. Интереснейшая личность в культуре США середины и второй половины XX века. Музыкант, художник и скульптор, один из родоначальников поп-арта[23]. Кстати, тоже учился в Джуллиарде. В джазе отметился партией баритон-саксофона.

Наконец, Ленни (Леонард) Гармент. Прославился тем, что был адвокатом (специальным советником) 37-го Президента США (1969-74) Ричарда Никсона. Р. Никсон – первый и (пока) единственный руководитель Соединенных Штатов, досрочно прекративший полномочия ввиду угрозы импичмента (скандал «Уотергейт»).

 

14 ГринспенНиксон

Ричард Никсон (1913-1994)[24]

 

Заключение. Ни одна «карта» не является «территорией»

Такое окружение дало мощную культурную и интеллектуальную подпитку молодому Гринспену на долгие годы. Мало кто из известных экономистов и финансистов XX века переживал в 17-18 лет, нечто, хотя бы отдаленно похожее.

Если же сюда прибавить брак с историком искусства Джоан Митчел, заключенный в 1952-ом и длиною в «целый» год, но успевший ввести Алана в круг последователей легендарной Айн Рэнд, картинка станет еще более пестрой.

Краткая справка

Айн Рэнд, Ayn Rand, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум (1905-1982). Русская и американская писатель и философ, родившаяся в Санкт-Петербурге[25]. Автор бестселлеров «Источник» (1943) и «Атлант расправил плечи» (1957). Создатель философского течения объективизма (рационального индивидуализма). Оказала глубокое влияние на либертарианство[26].

 

15 ГринспенРэнд

Айн Рэнд, портрет кисти Р. Трэйси (1999)[25]

 

Степень воздействия философии Айн Рэнд на экономиста А. Гринспена сравнима с тем, какой след оставили идеи Карла Поппера[27] в мировоззрении Дж. Сороса, еще одной культовой личности в мире финансов конца XX – начала XXI столетия.

О музыкально-культурно-философском окружении Алана Гринспена можно было бы написать еще не одну страницу.

…От джазовых ритмов он все больше и чаще переключается на чтение книг по экономике. И вот Гринспен уже не только играет, но и ведет финансовые дела своего оркестра.

Наступает 1945 год. Год больших перемен. В мире, и лично у 19-го Алана.

Он открывает двери Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете.

Музыка теряет кларнетиста и саксофониста по имени Алан Гринспен. Американские, а впоследствии, и мировые финансы приобретают экономиста Алана Гринспена, бессменного Председателя Совета управляющих ФРС США на протяжении периода в 18,5 лет, охватившего правления четырех американских президентов.

«Сознательно или нет, но мы делаем ставки на будущее практически каждый день. Однако часто это похоже на прокладку курса корабля по устаревшей карте, поскольку мы зависимы от неподконтрольных нам факторов. Ни одна «карта» не является «территорией»[28].

– Вы спрашиваете, как я стал экономистом? Случайно. Просто открыл дверь справа от входа в библиотеку…

 

Владимир Наливайский

 

Примечания и ссылки (источник – Википедия/Wikipedia, если не оговорено иное)

  1. «Greenspan to students: Music was first Love», The Associated Press, 2013
  2. «Alan Greenspan, Master flautist», Reuters Culture, 2001
  3. «Университет Райса»
  4. Билл – Билл Шейнер (Bill Sheiner), преподаватель музыки у А. Гринспена в начале 1940-х и руководитель группы музыкантов, где несколько лет играл Гринспен. Ленни – Ленни Хамбро (Lenny Hambro), джазовый музыкант, альт-саксофон. Стэн – Стэн Гетц (Stan Getz, Стенли Гаецкий), знаменитый джазист, теноровый саксофон. Оба – одноклассники Гринспена по студии Б. Шейнера[15]. Есть основания полагать, что они могли выступать в джаз-оркестрах одновременно с А. Гринспеном.
  5. Вашингтон-Хейтс (Вашингтон-Хайтс) – квартал на севере боро Манхэттен, Нью-Йорк, «Вашингтон-Хайтс (Манхэттен)»
  6. «Alan Greenspan»
  7. «Гринспен, Алан»
  8. «Song of Love (1947 film
  9. «George Washington Educational Campus»
  10. «Juilliard School»
  11. «Флейта»
  12. «Современная флейта»
  13. «Саксофон»
  14. «Кларнет»
  15. «Lenny Hambro»
  16. «Гетц, Стэн»
  17. Информация источника[15], по другой версии[7], группа Б. Шейнера состояла из 6 музыкантов
  18. «List of Juilliard School people»
  19. «Герман, Вуди»
  20. «Johnny Mandel»
  21. Бибоп, би-боп, боп (bebop)— джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 1940 годов и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии, «Бибоп»
  22. «Риверс, Ларри»
  23. Поп-арт (pop art, сокращение от popular art, «популярное или естественное» искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950 – 1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм, «Поп-арт»
  24. «Никсон, Ричард»
  25. «Айн Рэнд»
  26. Либертарианство (от лат. libertas, свобода) – набор политических философий и движений, основной принцип которых – всемерная поддержка политической, экономической и личной свободы, «Либертарианство»
  27. Карл Поппер, Karl Raimund Popper (1902-1994) – австрийский и британский философ и социолог. Один из крупнейших философов науки в XX веке, «Поппер, Карл»
  28. А. Гринспен «Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования». «Альпина Паблишер», 2015